Старая автомобильная резина является источником экологического загрязнения. Ежегодно на свалках накапливаются тысячи тонн выброшенных шин, которые в течение многих десятилетий выделяют вредные для окружающей среды вещества. Решением этой проблемы является переработка старых покрышек. Один из вариантов их использования предложили в Казахстане. Здесь отработанные шины планируют применять в составе материалов для строительства автомобильных дорог. Аналогичная технология уже широко используется в США и странах Европы.

Общий вес старых шин, ежегодно накапливаемых в Казахстане, составляет порядка 80 тысяч тонн. Из этого количества перерабатывается не более 40 % резины. Остальная часть покрышек остается на свалках и продолжает загрязнять окружающую среду. Местные ученые аппробировали технологию использования шин для производства резиновой крошки, применяемой в качестве материала при производстве асфальта. Эта технология позволит не только значительно повысить процент перерабатываемой резины, но и даст возможность улучшить качество дорожного покрытия.

Исследования технологии производства асфальта с использованием резиновой крошки проводились научно-исследовательским институтом КаздорНИИ в течение 2 лет. В рамках проекта по новой технологии было построено несколько действующих сегодня автомобильных дорог в Акмолинской и Алматинской областях, а также в городах Нур-Султан и Алматы. Результаты испытаний подтвердили высокий уровень качества «резинового» асфальта. Новое дорожное покрытие стало на 50 % более прочным, по сравнению с традиционным полотном. При этом такой асфальт полностью сохраняет свои характеристики в температурном диапазоне от -40 до +60 °C. Он демонстрирует повышенную устойчивость к трещинообразованию и формированию колеи. По результатам исследований ученые разработали ряд нормативов, регламентирующих производство и строительство дорожного полотна с использованием резиновой крошки из шин для различных регионов страны с разными климатическими условиями.

Директор департамента дорожных конструкций и материалов КаздорНИИ Галия Измаилова подчеркнула, что результаты проведенных институтом исследований подтверждают возможность применения резиновой крошки для дорожного строительства во всех регионах Казахстана. Ключевым условием для ее использования является правильный подбор состава исходного битума и количества резиновой крошки. Точная рецептура позволяет создавать дорожное полотно, выдерживающее морозы до -40 °C.